Готовы ли белорусы к переходу на энергосберегающие технологии?

Привычная для многих потребителей лампочка Ильича, похоже, доживает свой век. По крайней мере, в России и Европе все к этому идет. Наша восточная соседка уже вывела из оборота лампы с нитью накаливания мощностью 100 Вт и выше, а в 2014 году и вовсе откажется от несовременных моделей в пользу новых технологий.

В государствах Евросоюза со следующего года станет невозможно купить устаревший тип лампочек мощностью более 10 Вт. До 2012 года присоединятся к энергосбережению и производства нашей страны — им предстоит заменить затратные светильники на современные как внутри зданий, так и на прилегающих территориях. Того глядишь, и рядовым белорусам предложат поберечь свет… Но готов ли отечественный потребитель променять дешевую лампочку на более дорогую?

Всем — до лампочки

“Ни за что не куплю себе энергосберегающую лампочку. Уж лучше простую, — говорит гомельчанка Екатерина Шлапакова. — Насмотрелась, как моя квартирная хозяйка намучилась с китайской “поделкой”: то ярко горит, то слабо, то мигает, а через месяц и вовсе погасла. За Br 10 тыс. можно десяток обычных ламп купить”. Примерно такого же мнения придерживаются многие белорусы, не желая детально разбираться в вопросе. А напрасно…

Ведь, по оценкам специалистов, замена одной 60-ваттной лампочки на детище современных технологий позволит снизить энергопотребление на 49 Вт — до 11 Вт. В целом же подсчитано, что экономия составит до 80 %. К тому же современная компактная люминесцентная лампа — так называется энергосберегающая новинка — служит в среднем 10 тыс. часов. Выходит, если свет в доме горит 3 часа в сутки, то ее должно хватить примерно на 10 лет. Для сравнения: обыкновенная лампа работает всего 1 тыс. часов. Хотя на фоне плюсов разница в цене действует отталкивающе: Br 12 тыс. за энергосберегающую против Br 1 тыс. с небольшим за лампочку Ильича. По словам представителей инспекционно-энергетического отдела Минского городского управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, стоимость во мно­гом зависит от надбавок, которые получаются при пересечении границы, — вот вам и Br 20 тыс. за китайскую или венгерскую технологию. Вместе с тем энергосберегающую лампочку отечественного производства можно купить и за Br 11 тыс.

Сложив все характеристики, получаем преимущество одной энергосберегающей лампы против 10 обыкновенных в Br 93 тыс., или порядка Br 10 тыс. в год. Сумма сравнительно небольшая, но если заменить в доме все 10 лампочек, то за 12 месяцев можно сэкономить уже Br 100 тыс. Энергетики подсчитали: если бы жители белорусской столицы разом поменяли бы в патронах лампы накаливания на энергосберегающие, Минск ежегодно мог бы экономить на расходе электроэнергии около Br 20 млрд в год.

Качество за небольшие деньги?

“Населению нужно объяснять, насколько именно выгоден переход на энергосберегающие технологии. В России, например, для этого принята госпрограмма, — рассказывает ведущий специа­лист по маркетингу отдела “Потребительская светотехника” компании “Philips” Максим Подколзин. — Думаю, белорусы уже готовы переходить на более дорогие продукты, просто продвижением этих технологий в массы никто пока не озаботился”.

Впрочем, и без государственной поддержки производители констатируют, что спрос на энергосберегающие технологии в потребительском секторе растет. Брестский электроламповый завод в текущем году даже намерен увеличить производство новых ламп для внутреннего рынка в 5 раз — до 1 млн. штук. Только в первом квартале с конвейера предприятия уже сошло 250 тыс. штук лампочек. Правда, на фоне 25 млн обычных лампочек накаливания белорусского производства, которые ежегодно продаются в стране, это не так уж и много.

По оценкам специалистов, белорусский рынок ламп способен потребить порядка 35 млн. штук в год. В среднем в каждой белорусской семье в течение года перегорает 3—5 лампочек. Поэтому неудивительно, что иностранные компании пытаются закрепиться на нашем рынке. К примеру, компания “Philips” планирует увеличить долю своего присутствия на нем с 10 до 30 % к 2013 году. “На белорусском ламповом рынке очень много игроков, и стоимость той же энергосберегающей продукции разная. Потребители зачастую и здесь хотят сэкономить, покупая лампочку за Br 10 тыс. Но насколько качественной будет эта лампа, насколько она будет соответствовать заявляемым параметрам — сроку службы, светотехническим, а также санитарно-гигиеническим, никто не ручается. Мы же даем гарантию, — говорит Максим Подколзин. — Потребитель должен принять, что за соответствие между ценой и качеством не стоит жалеть несколько тысяч”.

Куда бы пристроить…

Пока большинство белорусов размышляет над вопросом перехода на энергосберегающие технологии, некоторые граждане, давно уже сделавшие свой выбор, ищут, куда бы пристроить отработавшую “экономную” лампочку. Ведь в мусорном контейнере ей не место — все-таки в каждой из них содержится несколько миллиграммов ртути. Может, отнести ее в ЖЭС?

“Что вы, мы не принимаем! И никогда с таким не сталкивались”, — отрезали в ЖЭСе № 53 Фрунзенского райо­на. Не знают, куда девать негодные энергосберегающие лампочки, и в других жилищных управлениях Фрунзенского, а также Партизанского и Центрального районов. “Моя хозяйка так и не нашла, куда пристроить неисправную лампочку, наверное, до сих пор на верхней полке в коридорном шкафу хранит”, — вспоминает Екатерина Шлапакова.

Неужели даже в столице не найдется мест, куда бы добросовестные граждане могут отнести опасные объекты? На сайте Белорусского научно-исследовательского центра “Экология” есть перечень предприятий, которые занимаются обезвреживанием отходов, в том числе и ртутных. В Минске их всего два, по одному в Гродно и Светлогорске. “Мы принимаем лампы только у организаций, договоры заключили с десятью, среди них и Национальная библиотека. С сентября на утилизацию поступило 8 тыс. ламп”, — говорит директор столичного производственно-экологической организации “Поступ” Вячеслав Рыжиков. Причину того, что лишь единичные предприятия могут принимать энергосберегающие приборы, Вячеслав Михайлович видит в том, что это затратная работа. Кроме того, каждую лампу приходится разбирать вручную, без внимательности здесь не обойтись. Спирали отделяются от цоколей, загружаются в специальный бункер, где все дробится. Далее “смесь” попадает в печь с температурой в 500 градусов, при которой ртуть испаряется. Обезвреженные отходы вывозятся на свалку.

А вот в ЗАО “Экология-121” готовы принять у населения неисправные энергосберегающие лампы. Правда, за деньги. Стоит такая услуга Br 4 тыс. “С бумажками больше провозитесь, — предупреждают в “Экологии-121″. — Иногда звонят такие же желающие сберечь окружающую среду, как и вы, но пока никто до нас так и не дошел”.

Вот и получается, что желание сэкономить оборачивается дополнительными хлопотами и обывательской халатностью по отношению к окружающей среде. Культуру энергопотребления, как и любую другую, надо формировать, просвещая население и параллельно модернизируя обслуживающую инфраструктуру. А там, глядишь, и рядовые белорусы перейдут на энергосберегающие технологии.
Мария ДРУК, Рэспубліка

By |2018-12-10T14:23:49+03:0031 октября, 2012|Статьи|Комментарии к записи Готовы ли белорусы к переходу на энергосберегающие технологии? отключены